[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум рукодельниц » Бисер » Материалы » История бисера в России
История бисера в России
ekzarkДата: Пятница, 01.05.2009, 00:29 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 7
Репутация: 3
Статус: Offline
Первые упоминания об использовании «шариков» для вышивания орнаментов на одежде встречаются в древнерусских письменных источниках IX-XII веков, тогда как слово «бисер» вплоть до ХVII века толковали в словарях как «жемчуг». И только в первой половине XVII века изделие и его название наконец-то «встретились».
Тем не менее, уже в IX веке в Киеве, столице Древней Руси, были мастерские, в которых делали не только сосуды, смальту для мозаик, но и бусины, качество и необычность которых удивляли даже венецианских купцов. Киевские стеклоделы XIII века уже умели изготавливать маленькие чёрные и жёлтые бусины из стекла, напоминающие по форме бисер XVIII века. Позднее бисер стали изготавливать и в Чернигове, Владимире, Рязани.
Вместе с другими товарами торговцы завозили в Киев и заморский зелёный бисер. В древних курганах археологи находят самые разнообразные стеклянные бусины. По цвету встречаются зелёные, синие, жёлтые, фиолетовые, чёрные, серебряные и золочёные; по форме – и круглые, и цилиндрические, и винтообразные, и бочонком, попадаются и биконические – в виде двух усечённых конусов, сложенных друг с другом широкими основаниями.
К сожалению, распространение бисера на Руси было надолго остановлено нашествием монголо-татар – изготовление бисера и его использование практически прекратилось.
Только к XVII веку он снова стал популярен во многом благодаря торговле русских купцов с народами Сибири. Сибиряки охотно отдавали меха, золото и другие ценные предметы в обмен на разноцветные бусы и стеклярус, которые торговцы, отправляясь в путь, брали с собой по несколько десятков фунтов.
Но всё же популярность бисера в России до XVIII века была не так велика, как в Европе. Намного больше ценился жемчуг. Украшать им одежду предпочитали не только знатные особы, но и простые крестьянки. Богатые могли позволить себе купить крупный привозной жемчуг, а бедным был доступен только мелкий речной «отечественный». А цветным бисером люди украшали одежду очень редко.
Во второй половине XVII века иностранные мастера пытались наладить производство бисера и под Москвой. В селе Измайлово был построен стекольный завод, куда приехали венецианские мастера. Но из-за отсутствия большого интереса у русских к изделиям из стекла наладить бесперебойное производство на стекольном заводе так и не удалось.
Интересно, что в древности на Руси бисер отмеряли так же, как и в наши дни – по весу. А вот стеклярус, который в те времена называли «одекуй», продавали поштучно.


 
ekzarkДата: Пятница, 01.05.2009, 00:33 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 7
Репутация: 3
Статус: Offline
В начале XVIII века бисер в России стал более популярным благодаря деятельности Петра I, который уделял много внимания развитию стеклоделия. В частности, он упразднил пошлины на стеклянные изделия, ввозимые в Россию и вывозимые за пределы государства, а также привлёк иностранных мастеров для обучения русских искусству изготовления посуды и украшений из стекла. Он же послал одарённых русских юношей за границу учиться стекольному делу.
В Россию проникли европейские традиции и веяния, также способствовавшие массовому увлечению бисероплетением. Распространение этого занятия в аристократических кругах было настолько велико, что оно стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Наиболее популярным было вышивание бисером картин.
Бисер использовали и для украшения предметов быта: кошельков, чехлов для зонтов, сумочек, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт и коробочек для табака. Применяли бисер и для оформления предметов культа: расшивали им оклады икон, подвешивали в виде кистей под лампады и паникадила. Иногда на расшивание какого-либо предмета уходили месяцы кропотливой работы.

Бисер использовали не только для изготовления маленьких украшений. Им вышивали целые картины. При выполнении больших работ знатные дамы привлекали крепостных девиц и поручали им расшивать самые простые и однообразные участки.
Бисер и стеклярус использовали и для оформления интерьера. Стены дворцовых комнат смазывали клейстером или другой клеящей основой и посыпали стеклярусом – продолговатыми стеклянными трубочками. Кстати, стеклярус был не менее популярен в те времена, чем бисер. Чаще всего им расшивали настенные панно.
Основой для будущей картины в таких случаях служил холст. На него наносили рисунок углем и по этому рисунку выкладывали рядами одноцветный стеклярус, предварительно набранный на прочную нить или проволоку. Выложенные снизки стекляруса прикрепляли к холсту нитью, делая стежки-перехваты. Сами стеклярусные нити располагали на панно так, чтобы они, повторяя контур того или иного предмета, постепенно «закрашивали» всё пространство внутри и тем самым подчёркивали его форму. Контуры рисунка обычно обводили низками стекляруса чёрного цвета, чтобы придать композиции чёткость и выразительность.
Украшение стен стеклярусом было достаточно дорогим удовольствием, поэтому позволить его себе могли только в очень богатых домах. Чаще всего стеклярусные панно изготавливались для интерьеров дворцов. Такими картинами, например, был украшен кабинет известного дворца в Ораниенбауме. Именно поэтому сегодня эту комнату называют «стеклярусной», а техника выполнения картинок на стенах ещё тогда получила название «французских обоев.

В целом же, увлечение бисером в России было скорее для души, чем для коммерции – изделия не продавали, как это было сплошь и рядом на Западе. Бисероплетение для большинства русских женщин было одним из способов скоротать долгие вечера и раскрыть свой творческий потенциал. Обычно предметы из бисера использовали для украшения быта или дарили любимым, родственникам, хорошим знакомым. Но были и те, кто плёл изделия на продажу, например монахини в монастырях или крепостные мастерицы в маленьких мастерских.
Между прочим, известно, что в разработке композиций некоторых настенных панно принимала активное участие сама российская императрица Екатерина II.
Родиной стекляруса – бисера особой, удлинённой цилиндрической формы – считается Франция.
Прикрепления: 6289777.jpg (83.8 Kb) · 0020262.jpg (154.9 Kb)


 
ekzarkДата: Пятница, 01.05.2009, 00:35 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 7
Репутация: 3
Статус: Offline
Большая часть бисера привозилась из-за границы: Италии, Богемии, Германии и Франции, а своего в России было немного, так как, к сожалению, не удалось наладить его производство. Первые попытки создать стеклодельный завод относятся ещё ко второй половине XVII века. В подмосковном Измайлово построили завод и пригласили работать «венецийцев» – венецианских мастеров. Однако изделия этого завода не пользовались большим спросом, и вскоре его пришлось закрыть.
Массовое увлечение бисером показало, что иностранные поставщики не могут полностью обеспечить рынок ценным материалом, несмотря на то что его поставки значительно увеличились. Например, в 1748 году в Петербургский порт было ввезено 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса. А уже через каких-нибудь 10 лет, в 1752 году, поставки бисера возросли больше, чем в 4 раза, стекляруса – больше, чем в 14 раз, и составили соответственно 2126 и 29 пудов.
Необходимость создать собственный стекольный завод стала очевидной. М.В. Ломоносов к этому времени исследовал технологии изготовления стекла разного цвета и разработал свои, не имеющие иностранных аналогов «рецепты» приготовления стекломассы. Образцы смальт, бус и других изделий из этого стекла оказались ничуть не хуже иностранных. Опираясь на проведённое исследование бисерного рынка и желая сэкономить государственные деньги, учёный обратился к правительству с предложением создать отечественную стекольную фабрику. За два года она была отстроена и уже в 1755 году выпустила первую продукцию: 1 фунт бисера и 20 фунтов стекляруса.
Производство осуществлялось при помощи 5 печей. Стекломассу плавили и вытягивали из неё полые трубочки, которые специальным приспособлением разламывали на маленькие части. Получившиеся колечки перемешивали с углем или каолином и помещали в специальную «бисерную» печь, строение которой разработал сам М.В. Ломоносов. Там края колечек оплавлялись, и колечки превращались в бисерины. При изготовлении стекляруса достаточно было разрезать трубочки на мелкие части, не подвергая вторичной термообработке.
К сожалению, завод просуществовал всего 11 лет и после смерти Ломоносова был закрыт. Производство на нём шло кое-как из-за отсутствия квалифицированных рабочих рук и необходимых машин. Крестьяне, набранные на завод, не имели необходимого опыта, и продукция часто получалась бракованной. Стараниями Ломоносова в последние годы работа завода стала налаживаться, но требовалось ещё много сил и средств, чтобы сделать производство изделий из стекла прибыльным. Заниматься этим после смерти учёного никто не стал, что и привело к развалу и закрытию фабрики.
Так и остался бисер вплоть до ХХ века в основном импортируемым товаром, тормозившим развитие отечественного стеклоделия, вытягивавшим русский капитал за границу и обогащавшим иностранных мастеров. Известно лишь несколько ремесленных центров в Московской и некоторых других губерниях, в которых изготавливали разные сорта бус, в том числе и бисер. Эти центры поставляли свой товар главным образом «азиатским» купцам.
Кстати, по подсчётам исследователей, открытая М.В. Ломоносовым фабрика выпустила не больше 100 пудов стекляруса и 10 пудов бисера. Известный китайский кабинет во дворце Ораниенбаума отделан бисером и стеклярусом, изготовленным именно на фабрике Ломоносова.
Между прочим, бисер в XVIII веке стал доступен не только состоятельным дамам, но и простым горожанкам. Так, в середине 30-х годов за один пуд бисера на ярмарке просили 32 рубля. Это значит, 100 г стоило 20 копеек, тогда как для расшивания кошелька достаточно было купить бисера на 2 копейки, а для сумочки – на 14 копеек.

Прикрепления: 7116871.jpg (122.4 Kb)


 
ekzarkДата: Пятница, 01.05.2009, 00:37 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 7
Репутация: 3
Статус: Offline
Бисер, который использовали русские мастерицы, часто был неправильной формы и разных размеров. В некоторых изделиях, сохранившихся до наших дней, можно увидеть бисерины, не превышающие диаметром 1 мм, другие же – достаточно крупные, до 4 мм диаметром. Среднестатистическая бисеринка того времени представляла собой неровный цилиндрик с оплавленными краями.
Уже к XIX веку форма зёрнышек изменилась – они стали гладкими и ровными, более-менее одинаковыми по размеру. Уменьшилась и длина бисерин – теперь это были не цилиндрики, а скорее колечки с закруглёнными краями. Их диаметр был больше длины и составлял 1 мм. Некоторые рукодельницы использовали более крупные гранёные бисерины, напоминавшие по форме зёрнышки граната.
Цветовая гамма материала тоже немного изменилась, во многом благодаря технологическим находкам, позволившим получить новые цвета и цветовые сочетания в стекле. В XVIII веке использовался бисер всего 15-16 цветов. Не делали тогда, между прочим, бисер чисто красного цвета – вместо него использовали прозрачно-малиновый и кирпичный, а тёмно-фиолетовым расшивали вместо чёрного. Зато в XIX веке разнообразные оттенки уже трудно сосчитать. В мастерских даже окрашивали в «золото» или «серебро» внутреннюю поверхность бисерин.
Мастерицы в зависимости от характера расшивания уже в XVIII веке использовали несколько техник плетения. Основными для этого периода времени становятся низание и шитьё «в прикреп». Набирая на льняные нити или конский волос бисер, мастерицы изготавливали украшения – ожерелья, воротники, манжеты, подвески, головные уборы.
Для низания обязательно нужны были две рабочие нити, которые при плетении или пересекались в одной из бусин, или пускались параллельно. При этом горизонтальное и вертикальное положение отверстий бисерин чередовалось через ряд, а общее число пар нитей зависело от ширины изделия.
При шитье «в прикреп» обычно нанизывали бисерины или стеклярус на всю нить и затем укладывали низку на приготовленный заранее рисунок на холсте, постепенно заполняя пространство бисеринами нужного цвета. При этом низки с бусинами закреплялись через каждые несколько бисерин рабочей нитью, чтобы они не провисали и не отслаивались от основы. Такой способ бисероплетения использовали чаще всего при создании картин, панно. Маленькие детали композиции заполняли самым мелким бисером или раскрашивали масляными красками.
Достаточно распространённым в XVIII веке было и «шитьё по бели». Его придумали мастерицы ещё в те времена, когда модно было украшать одежду жемчугом. С появлением бисера эту технику не забыли и стали применять её с не меньшим успехом. Узор выводился «белью» – специально приготовленным для этого хлопчатобумажным или льняным шнуром белого цвета, на который накладывали низку бисера, прихватывая её через 2-3 бисерины рабочей нитью. Такое шитьё называли ещё «саженьем».


 
ekzarkДата: Пятница, 01.05.2009, 00:41 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 7
Репутация: 3
Статус: Offline
До наших дней в музеях России сохранилось всего не больше 40 изделий XVIII века, выполненных бисером и стеклярусом. Одним из известнейших произведений является Стеклярусная комната в Китайском дворце в Ораниенбауме – современном городке Ломоносов, находящемся в пригороде Санкт-Петербурга. Стены комнаты почти от самого пола до потолка украшены двенадцатью панно из стекляруса.
Дворец строили в 60-е годы XVIII века как увеселительную резиденцию для императрицы Екатерины II. Его назвали «китайским» по характеру отделки, так как при оформлении мастера использовали многие китайские орнаменты. Стеклярусная комната не стала исключением. Стоит отметить, что в качестве материала был использован стеклярус со стеклозавода, открытого Ломоносовым, да и сама работа выполнена русскими мастерицами шитьём «в прикреп». Их творческие способности были настолько велики, что в пейзажных рисунках всех панно они не повторили ни одну деталь.
Сохранилось также несколько панно XVIII века, на которых изображены сельские пейзажи. На одном можно угадать барский дом с прилегающими территориями. Там кипит сельская жизнь: крестьянин пашет поле, рукодельница прядёт пряжу, крестьянка собирает в лесу грибы, а дворовой мужик вылавливает сачком рыбу из искусственного пруда. На картине много людей, домашних животных и птиц – каждый живёт своей жизнью и оказывается не деталью, а самостоятельным героем холста. Именно поэтому панно выглядит достаточно пёстро и распадается на отдельные фрагменты. Кстати, следует отметить, что виды усадьбы на картинах в XVIII веке пользовались большой популярностью и нашли отражение не только в бисероплетении, но и в других видах рукоделия.
Некоторые работы представляют собой орнаментальные узоры и имеют скорее декоративный характер, а их художественная ценность не столь велика. Однако таких изделий достаточно мало, потому что орнаментальное искусство в XVIII веке было развито в России значительно меньше. Орнаментальные узоры использовали для украшения, например, стульев или помещали в рамки и вешали на стены.
Использовали бисер и в быту – делали чехлы для шкатулок, стаканов, чернильниц и чубуков. Обычно их расшивали «в прикреп» мелким цветным бисером, беря за основу шёлковую или бархатную ткань. Часто изображали птиц, животных, растения или просто узоры из геометрических фигур.
К сожалению, мало кто из мастериц оставлял на вышивке своё имя, поэтому авторы большинства бисерных работ того времени остаются сегодня неизвестными.

Прикрепления: 8942870.jpg (125.1 Kb) · 7735993.jpg (100.8 Kb) · 6859572.jpg (114.0 Kb) · 8584012.jpg (117.5 Kb)


 
ekzarkДата: Пятница, 01.05.2009, 00:46 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 7
Репутация: 3
Статус: Offline
В начале XIX века бисероплетение приобретало все более прикладной характер. Для облегчения процесса плетения мастерицы постепенно упрощали и сами формы изделий. Всё, что с тех пор учитывалось, – это практичность и простота в изготовлении.
В 20-30-е годы XIX века увлечение бисером достигло своего пика. Женщины обшивали бисером сумочки, кошельки и монетницы. Вошли в моду и расшитые бисером мужские бумажники с двумя отделениями или карманами. В качестве основы для них использовали пластины картона, которые обтягивали атласом или кожей, а затем украшали бисером. Очень популярно к тому времени стало и обшивание бисером записных книжек.
Нередко из бисера выплетали чехлы для различных предметов, например для чубуков, зубочисток, игольниц, свечей, зонтов, тростей, карандашей, чернильниц и даже мелков. Бисером украшали табачницы и делали бисерные вставки в журнальные столики, отделывали шкатулки, витражи и бювары. При изготовлении чехлов обычно прибегали к вязке бисером. Можно представить, сколько бисерных поделок и настоящих шедевров создали искусницы в XIX веке за время долгих тихих вечеров!
При выборе рисунка рукодельницы часто отдавали предпочтение растительным узорам-орнаментам: гирляндам, веткам с ягодами, венкам, букетам и просто отдельным цветам. Обычно главный узор вышивали по центру, а по краям вокруг – маленькие веточки, цветочки и даже геометрические фигурки, например квадратики, ромбики.
Под влиянием царившего в то время в искусстве классицизма, тяготевшего к античности, бисером вышивали картины с изображением рога изобилия, ваз с цветами, корзин с яствами. На некоторых изделиях можно узнать сцены из античной мифологии или же картинки, изображающие персонажей древнегреческих и древнеримских мифов: бога любви Амура или олицетворение человеческой души Психею, бога брака Гименея или покровителя виноградарства и виноделия Вакха.
Другое направление в искусстве XIX века – сентиментализм – тоже повлияло на творчество мастериц. Именно этим художественным направлением навеяны панно с изображениями милых бытовых сценок: пастуха, пасущего стадо, и девушки, обнимающей овечку, играющих детей, красавицы, стоящей в раздумье у пруда.
Можно проследить в бисероплетении и народные мотивы. Из жизни простых людей на картинах чаще всего изображали праздничные гулянья, хороводы, хотя есть и реалистичные будничные «зарисовки».
Достаточно популярной стала тема охоты, а русско-турецкая и русско-персидская войны привели к созданию «восточных сюжетов» в разных видах рукоделия, в том числе и в бисероплетении. Так, на бисерных миниатюрных полотнах появились сцена отдыха китайцев, гарцующие турки, восточные красавицы и горцы в экзотических национальных костюмах.
Со второй половины XIX века бисер чаще стали использовать для отделки женской одежды и аксессуаров – воротничков, манжет, шалей, косынок, шарфов. При этом мастерицы применяли самые разные способы шитья. Они также украшали скатерти, диванные подушки. Было модно делать напутственные, дарственные надписи, а также оставлять своё имя на бисерных изделиях. Но с середины XIX века бисерное рукоделие, к сожалению, постепенно стало приходить в упадок.

Прикрепления: 9076615.jpg (166.7 Kb) · 3598571.jpg (113.5 Kb) · 9849972.jpg (106.6 Kb) · 6399109.jpg (142.1 Kb) · 6381574.jpg (99.1 Kb)


 
ekzarkДата: Пятница, 01.05.2009, 00:49 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 7
Репутация: 3
Статус: Offline
Если в XVIII веке были известны три техники бисероплетения – «саженьем», «низание» и «в прикреп», то на рубеже XVIII-XIX веков появились новые способы. Ставшие популярными в XIX веке вышивание и вязание повлияли и на искусство плетения бисером.
Например, появилась вышивка бисером по канве. Рукодельницы нанизывали на нитку по одной бисерине и пришивали их к холсту или канве точно по рисунку и в строгом соответствии с переплетением нитей ткани. В 1830-х годах появилась картонная канва с рядами маленьких дырочек. Такую канву расшивали так же, как и холст. Для вышивки бисером использовали специальные тончайшие иглы, если же их не было, то прибегали к щетине или конскому волосу.
При изготовлении сумочек, кошельков и других объёмных изделий стали вязать бисером. На нитку согласно рисунку мастерица нанизывала бисерины и вязала этой низкой, как обычной ниткой, делая петельки крючком или спицами и обязательно оставляя справа по одной бисерине. Связанная из бисера сетка, в отличие от низанной, получалась более эластичной и рыхлой.
Стоит отметить, что рукодельницы не только освоили новые способы плетения бисером, но и усовершенствовали старые. Так, появился ещё один способ низания. Если раньше бисеринки располагали вертикально и горизонтально через ряд, то в XIX веке их стали нанизывать таким образом, что все они оказывались параллельно друг другу и «смотрели» в одну сторону. Такой способ придумали и стали использовать городские мастерицы. Нити при этом переплетались не внутри бусин, а у их отверстий, благодаря чему и стало возможно располагать их в одном направлении.
Появились и некоторые усовершенствования, облегчающие работу. Известно, что одним из главных моментов в исполнении изделия оказывается приготовление рисунка. Картинки обычно составляли художники-профессионалы, но подбирать, цвет бисера должны были сами мастерицы. Не у всех это получалось хорошо. Чтобы облегчить этот процесс, с середины XIX века стали выпускать специальные журналы с готовыми раскрашенными рисунками, прообразами современных схем. Особую популярность приобрели французские и немецкие журналы, хотя отечественные тоже пользовались немалым спросом.
Некоторые способы плетения, достаточно популярные в это время в других странах, в России не получили широкого распространения. Так получилось, например, с вдавливанием бисера в воск. Подогретые бисерины вдавливали в восковую поверхность, так, чтобы по цвету каждое зёрнышко соответствовало предполагаемому рисунку. В отличие от работ, выполненных другой техникой, «восковые» отличались желтоватым фоном. Существенным же недостатком таких шедевров было то, что при высоких температурах восковая основа размягчалась и не так хорошо держала бисерины. Скорее всего, изделий, выполненных техникой вдавливания, было намного больше, чем дошло до наших дней, но многие из-за хрупкости и недолговечности основы утрачены навсегда

Прикрепления: 4899441.jpg (166.3 Kb) · 1041841.jpg (121.1 Kb)


 
ekzarkДата: Пятница, 01.05.2009, 01:04 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 7
Репутация: 3
Статус: Offline
Сегодня в бисероплетении выделяют три главных направления:

1. Традиционное народное плетение. Мастера стилизуют под фольклорные орнаменты и изготавливают в основном предметы одежды – воротники, пояски, налобные поднизи. Хотя стоит отметить, что народный стиль в бисероплетении сегодня наименее популярен.
2. Современное профессиональное плетение. Оно наиболее сложное и в плане художественного, и в плане технического исполнения. Мастера изготавливают колье, жгуты, серьги, пояса, броши, а также оплетают различные предметы – яйца, ручки, камни и многое другое. Конечно же, такая высокая степень мастерства доступна не каждому – слишком много терпения и усилий нужно приложить, чтобы добиться успеха. Многие даже и не пытаются подняться на высоты, и простенькая вещь, сплетённая собственными руками из бисера, радует их не меньше, чем мастера – успешно выполненная сложнейшая работа.
3. Фенечное плетение – самый популярный сегодня стиль, так как изготовление фенечек не требует большого мастерства и сами изделия из бисера можно носить в повседневной жизни. Разнообразные фенечки-браслеты на руки и ноги, ожерелья, «хайратники» на волосы, а также бусы и кулоны – вещи, которые для некоторых становятся неотъемлемыми атрибутами их жизни, носить которые приятней вдвойне, если сделаны они своими руками или руками близкого человека.

Справедливости ради стоит отметить, что между стилями нет чётких границ, так чтобы можно было сказать – это современное профессиональное плетение, это фенечное, а это традиционное народное.

Очень модно сегодня использовать бисер, бусины и стеклярус для украшения одежды. Не остались равнодушными к этому ценному материалу и многие модельеры. Как и несколько веков назад, роскошные одежды сегодня покрывают бисерной вышивкой, украшают платья многочисленными подвесками так, что они становятся похожи на водопады или языки пламени и производят неизгладимое впечатление. Некоторые модельеры создают из бисера целые детали одежд, например части жакетов и брюк. Необыкновенно красиво смотрятся украшенные бисером пояса и воротники, сумочки; изящными, невесомыми и сказочными выглядят шляпки, перчатки, обувь. Бахромой из бисера и стекляруса покрывают даже купальники, а сверкающие ожерелья, бусы, браслеты придают образу особый шарм.


 
Форум рукодельниц » Бисер » Материалы » История бисера в России
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: