Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Вам понравился сайт?





Вы можете помочь развитию сайта переводом 10 Яндекс.Рублей


Друзья сайта

Наш опрос

Нравится ли вам сайт?
Всего ответов: 481

Статистика






Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Уроки и советы » Бисер





Из истории бисера
История бисера простирается далеко в прошлое нашей цивилизации. Еще в далекие первобытные времена человек пытался украсить, себя, используя самые разные природные материалы: когти, зубы, кости животных, ракушки, деревянные палочки и семена растений. Затем появились круглые каменные, а еще позже — металлические бусы.
Как минимум за три тысячелетия до Рождества Христова люди уже активно занимались огранкой, полировкой и сверлением аметиста и граната — это ремесло было очень распространено как в Древнем Египте, так и в Месопотамии, где ляпис-лазурь (лазурит) перерабатывали в бусинки круглой и цилиндрической формы. Кроме того, тогда же появился бисер из обожженного песка с небольшими добавками жирной глины, получившей наименование фаянсового.
Примерно в то же время благодаря счастливому случаю возникло и стеклоделие. До нашего времени дошла лишь легенда о том, как это случилось. Однажды, в незапамятные времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. Остановились они переночевать на пустынном песчаном берегу и соорудили себе очаг из больших кусков соды, привезенных с собой, разожгли в нем огонь и стали готовить пищу. Поутру, разгребая золу и угли, купцы обнаружили необыкновенный слиток, сверкающий на солнце словно драгоценный камень и прозрачный как родниковая вода. Это и было самое первое стекло в мире, полученное человеком.
Вскоре после этого ремесленники научились делать стеклянные бусины самых разных форм и размеров. Благодаря постепенному совершенствованию технологии изготовления мастера делали бусинки все мельче и мельче, а изделия из них становились все тоньше и искуснее. Самой древней из всех сохранившихся до наших дней вещью из стекла считается бусинка, найденная археологами при раскопках египетского юрода Фивы. Само же слово «бисер» произошло от древнего арабского названия фальшивою жемчуга из непрозрачною стекла. Этот жемчуг звался «бусра», а во множественном числе — «бусер».
Первый бисер был непрозрачным, но затем, когда был раскрыт секрет получения прозрачной и цветной стеклянной массы, бисер стали делать самых удивительных расцветок. Древние египтяне стали плести из него удивительные ожерелья, низать узорные браслеты и покрывать ажурными бисерными сетками платья. Даже символы божественной власти фараонов — знаменитые усхи («ожерелья Солнца») создавались не только из золота, но и из стеклянного бисера.
Вслед за Египтом бисер появился в Сирин, затем в Римской империи, а с І в . н. э. — в Италии, Греции. Германии. Кочевые племена скифов и сарматов за несколько веков до нашей эры также носили одежду и обувь, украшенную бисером. Крохотные стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, шаровары, пояса и головные уборы.
Вообще, бисер зачастую служил не просто украшением. В самые разные времена истории человечества в различных уголках нашей планеты бисерные изделия использовали и как амулеты, обереги от дурного глаза, как талисманы, как паспорт или «этикетный знак», подтверждающий сословную принадлежность владельца, как средство общения (так, например, любовные письма народа банту — из бисера ( ! ) ), как магический инструмент и как средство платежа.
Не был обойден вниманием бисер и в Древней Руси. Первые упоминания о его использовании относятся к ІX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, где были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.
На протяжении нескольких веков единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого стеклянные бусинки изготавливали в мастерских Германии и Галлии, затем Византии, а уж из Византии стеклодельное мастерство перекочевало в Венецию. Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносило республике огромные доходы. Поэтому секреты производства этого «стратегического продукта» очень тщательно и ревностно охранялись государством. Был даже запрещен вывоз за рубеж как сырья, так и необработанного стекла или его осколков. Мастера, рискнувшего вывезти за пределы республики секреты стекольного производства, ждало чрезвычайно жестокое наказание: его объявляли государственным изменником, брали в заложники родственников, принудительно возвращали его на родину и казнили. К мастерам, не желавшим вернуться, даже подсылались специальные убийцы. Но зато внутри самой республики мастера-стеклоделы пользовались исключительными привилегиями, их дочерям даже разрешалось выходить замуж за патрициев. Венецианский бисер был круглым и таким мелким, что нашитый на холст ряд бисеринок оказывался равным толщине нитки этого холста.
Со временем, несмотря на запретительные меры, предпринимаемые из века в век венецианским правительством, секреты производства бисера стали все же расходиться по миру. К началу XVIII п. в самой Италии, в Германии, Франции, Чехии бисер уже вырабатывали мастера, бежавшие из Венеции или сумевшие купить тайну технологии бисерного производства. Венецианский бисер все еще считался лучшим, но, к примеру, датский выполнялся с таким тщанием и так искусно, что был практически неотличим от венецианского. Также популярен становится и голландский бисер. А в Чехии научились варить стекло высокой чистоты и прозрачности, очень блестящее и твердое. В XVII—XVIII вв. особым спросом пользовались граненый богемский бисер, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус, покрытые цветными эмалями. В первой четверти XIX п. благодаря соперничеству Венеции и Чехии появилось огромное количество бисера, удивительно разнообразного по размеру и окраске.
Во второй половине ХІХ в. бисер стали изготавливать уже с помощью специальных машин, что значительно снизило его стоимость. Но постепенно, с развитием машинного производства, многие рукоделия, в том числе и бисероплетенне, приходят в упадок, снижается выпуск бисера, он становится более грубым и менее разнообразным по окраске.
На Руси собственное стеклоделие появилось уже примерно в IX-XIІІ вв. Большое количество стеклянных поделок, и том числе и бус, относящихся к этому периоду времени, было найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров Древней Руси. Эти мелкие бусы, напоминающие бисер, весьма разнообразны по цвету, а найденные там же стеклодельные мастерские с остатками сырья, полуфабрикатов и готовых бус свидетельствуют о наличии собственного производства. Но развитие русского стеклоделия было прервано татаро-монгольским нашествием. Вплоть до XVIII в. бисер на Руси был привозным. Он был очень дорог и использовался лишь среди высшего духовенства и при дворе: им украшали одежду и предметы культового обихода, а позже и усадебного интерьера.
Самые первые попытки наладить массовое производство бисера и стекляруса в России относятся к XVII в. В начале этого века в селе Духанино начал работать первый русский стекольный завод. В 1668-1669 гг. в подмосковном селе Измайлово было начато строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибывают венецианские мастера. Но, к сожалению, наладить производство бисера на этом заводе так и не удалось.
Большое внимание развитию отечественного стеклоделия оказывал Петр І. В 1724 г, был подан проект о приглашении в Россию различных мастеров из иностранцев, В том числе и мастеров-стекольщиков. В Италию для обучения мастерству изготовления бисера посылались способные молодые люди. Но только Ломоносову удалось, наконец, организовать действующее бисерное производство в России. В 50-х гг. XVIII п. М. В. Ломоносов получил на своей фабрике в Усть-Рудице под Петербургом первую стеклянную продукцию. Он сам разрабатывал технологию и рецептуру производства бисера, поэтому многие виды 6исера и стекляруса, выпушенные этой фабрикой, не имели зарубежных аналогов. Но, к сожалению, вскоре после смерти Ломоносова фабрика закрылась. Позднее в России бисер невысокого качества изготовлялся лишь в кустарных мастерских, и только в конце XIX п. были созданы небольшие бисерные производства в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях.
Но, несмотря на то, что бисер в России практически все время в основном был привозным, интерес к бисерному рукоделию не угасал, а лишь увеличивался. Если в древности на Руси бисер, по сравнению с жемчугом, ценился невысоко и использовался сравнительно редко, то с XVIII в. положение меняется: бисер начинают использовать в самых разных целях Им расшивают оклады икон, украшают покровцы, подвешивают в качестве декоративных кистей, создают из него самые разнообразные украшения. Огромные бисерные панно используют вместо обивки стен (стеклярусный кабинет Китайского дворца в г. Ораниенбауме, ныне — г. Ломоносов) Бисерно-стеклярусная вышивка стала использоваться и при обивке мебели. Большое распространение получили предметы роскоши из бисера — сумочки, мешочки, чехлы для зонтиков, книг, курительных трубок, подстаканники и многое другое.
Занимались бисерным рукоделием как простые люди, так и дворяне. Купить бисер мог практически каждый. Рисунки для изготовления бисерных изделий издавались на специальных листах с указанием расцветки бисера. В начале XIX в. бисероплетение было столь же популярно в аристократических кругах России, как музицирование, танцы и чтение любовных романов. Это время называют "золотым веком русского бисера". Получают распространение самые разные способы бисерного рукоделия: вышивка, вязание спицами и крючком, шитье вприкреп, низание, ткачество, вдавливание в воск, сажение по бели, вышивка по канве. Но во второй половине века интерес к бисеру постепенно идет на убыль. Правда, это ни в коей мере не коснулось использования бисера в народном костюме. Разнообразнейшие украшения из бисера многих народов России, благодаря красоте и разнообразию форм в конце прошлого и начале нынешнего века были известны далеко за пределами нашей страны. Они экспонировались на международных выставках и ярмарках, продавались в Австрии, Англии, Америке, Германии, Франции и других странах. На наших образцах обучались рукодельницы стран Европы.
Активный интерес к бисерному рукоделию в нашей стране возродился с 60-х голов XX века. Появились новые элементы техники и приемы работы с использованием как старинных рисунков и орнаментов, так и вновь созданных. Ну, а в настоящее время мы снова можем наблюдать широкое использование бисера как ведущими кутюрье мира, так и простыми рукодельницами. Сочетание бисера с другими техниками и новыми материалами дает потрясающие по красоте результаты, а сравнительно низкая стоимость сырья делает это увлечение доступным почти каждому.
Категория: Бисер | Добавил: ekzark (12.03.2009)
Просмотров: 1935 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]