Существует только два основных приема плетения, из чередования которых складываются все элементы узора: перекинуть, или перевить, и перекрестить, или сплести...
Теперь рассмотрим основные элементы, составляющие кружевную технику. Все они характерны для сцепного кружева, но в той или иной степени присутствуют и в двух других видах коклюшечного кружева - многопарном и численном. Основные элементы: плетешок, насновка, полотнянка и сетка в различных модификациях. Вспомогательные элементы: "паучок", "стяжная денежка". Большую роль для декоративности узора могут играть такие приемы, как изменение плотности плетения, дырочки и разрежения. Иногда линия рисунка может подчеркиваться с помощью скани - нити другого цвета или другого качества, пропускаемой по полотнянке или сетке.
Насновка - второй простейший элемент коклюшечной техники. Насновка может иметь форму листика, квадратика, ромбика или овала. Это самый разнообразный по форме и плотный элемент в кружевной технике...
Полотнянка, или простое полотно, подобно ткани полотняного переплетения, состоит из продольных (долевых) нитей и двух поперечных нитей, составляющих ходовую пару, которая движется поперек долевых зигзагообразно от булавки к булавке...
Как и полотнянка, сетка может плестись различным количеством пар, в зависимости от ее ширины и плотности. Сколки сетки и полотнянки совпадают, только прорисовка ходовой нити будет иной...
Для большей выразительности в полотнянку и сетку вводят скань. Для скани выбирают более толстую нить, чем основные. Она может быть другого цвета и качества, вплоть до металлизированных нитей. Скань вводят в плетение вместо любой долевой пары, кроме крайних...
В восемнадцатом веке в Россию были завезены заморские кружева, выполненные в сцепной технике. Эта техника привлекла русских рукодельниц простотой исполнения и широтой возможностей. Русские мастерицы быстро переняли новый стиль. При этом они никогда полностью не копировали узор, а творчески перерабатывали его, объединяя заимствованное с традиционным так, что одно становилось неотделимым от другого. Появился новый стиль "русский гипюр". Он развился под влиянием французского сцепного кружева "клюни", воспроизводившего старинные музейные узоры. Нет такого явления, которое Россия не могла бы ассимилировать, впитать и сделать своим. Так, французское "клюни" стали запросто называть вполне по-русски - "колуны". Его отличием было отсутствие решетчатого фона. Гипюр был проще по плетению, чем традиционные русские кружева. Орнаменты из полотнянки скреплялись плетешковыми связками, которые создавали замысловатое окружение вокруг основного узора. Очень интересные мотивы выплетались из различных сочетаний насновок: "кудрявчики", "солнце", "месяцы", "звездочки" с "бородавкой".
Сцепное кружево обычно состоит из основного узора и решеток. Оно смотрится свитым из одной непрерывной тесьмы с различными изгибами и поворотами. Простое сцепное кружево плетется как бы из полотняной тесемки. Основной узор обычно бывает очерчен извивающейся полотнянкой (которая называется "вилюшкой") или сеткой. Он составляется из растительных мотивов, розеток, кругов и овалов. Вилюшка обычно оформляется ажурным краем за счет перевива крайних пар. К ней может быть добавлен плетешковый оплет с отвивными петлями. Большую роль в сцепном кружеве может сыграть скань в тон узору или контрастная - она помогает расставить акценты. Сцепное кружево выплетается частями, которые соединяются методом сцепки. Для начинающих привлекательным качеством этого вида кружева является относительно малое количество пар, необходимых для плетения, обычно 6-12.